Внешпромсбыт Видео
Call Center
375-17-3226319

Кислотное число масла

Если это входной контроль, то значение кислотного числа не должно превышать норму по ГОСТ или ТУ в пределах погрешности (воспроизводимости) метода испытаний, в противном случае вызывайте представителей поставщика ГСМ и оформляйте его возврат или замену.           

Если же это исследования масла в процессе эксплуатации, по которым нужно принимать решение о его замене, то ровняться на нормы по ГОСТ для свежего масла – недопустимо. В данном случае необходимо руководствоваться нормами прописанными для эксплуатации ГСМ в конкретном оборудовании. Потому что, для одного оборудования значения к примеру 0,16 мгКОН/г (от изначального 0,02 мгКОН/г ) будет приемлемо, а для другого – нет.  Можно также руководствоваться нормами браковочных показателей в процессе эксплуатации от производителей ГСМ – если есть таковы. Но значение К/ч не панацея по которой можно судить что масло пригодно к эксплуатации, поскольку как Вам ранее указали есть еще много факторов и норм старения для разных масел (содержание воды, мех. примесей, изменение вязкости, ВКЩ и т.п.), результат которых и есть маяк, по которому принимают решения о дальнейшей эксплуатации масла или его замены.

            Тем более что при оценке работоспособности масел по К/ч, могут быть подводные камни, к примеру:

Оборудование рассчитано на эксплуатацию масла И-40А, для свежего масла норма К/ч – не более 0,05 мгКОН/г, норма по К/ч для замены масла - не более 0,5 мгКОН/г. В оборудовании вместо масла И-40А применяют масло ИГП-38, поскольку опыт его эксплуатации показал что масло служит как минимум в 3 раза дольше, при этом оборудование значительно меньше выходит из строя по износу и стойкости РТИ (увеличился срок ППР и ТО). Но есть проблемы с оценкой масла по К/ч в процессе эксплуатации, т.к. для свежего масла ИГП-38 норма К/ч – не более 1,0 мгКОН/г (факт ≈ 0,7 мгКОН/г), напоминаю, норма по К/ч для замены масла согласно техдокументации на оборудование - не более 0,5 мгКОН/г.

Определение стабильности масел против окисления

            Тем не мене масло применяют, кислотное число в процессе эксплуатации проверяют, но поначалу данным значением пренебрегают. А работоспособность масла оценивают по значениям содержания влаги, мех. примесей, изменения вязкости кинематической (как правило не более 25-30%) и ВКЩ (и то не всегда, поскольку некоторые масла на импортных присадках могут давать слабокислотную вытяжку при норме «нейтральная среда»)

            Почему?, спросите Вы – а потому что один из компонентов этого масла – это присадка «дитиофосфат цинка», которая улучшает антиокислительные, антикоррозионные и противоизносные свойства масла, и по кислотному числу (как и по цинку, фосфору и зольности) в свежем масле ИГП-38 судят не старое или свежее масло, а сколько данной присадки находится в масле. Кстати, данная присадка применяется и в моторных маслах для дизелей, и помимо кислотного числа, эта присадка показывает и щелочное число.

            Поэтому Вы сами правильно написали, что К/ч это своеобразный критерий «старения масла», его «возраст» или «трудовой стаж», тем более его можно поправить при необходимости и в «свежем масле» без особого улучшения его эксплуатационных свойств. Так как К/ч – это количество мг КОН на 1 г масла необходимого для достижения рН = 9,4-14,0 (переход окраски индикатора щелочной голубой 6Б), или рН = 6,2-7,6 (переход окраски индикатора нитразиновый желтый), или при потенцеометрическом титровании до скачка потенциала в диапазоне рН = 10-12. Кстати при потенцеометрическом титровании, по графику титрования можно определять кислотное число сильных и слабых кислот. Для эксплуатации масел более не допустимо наличие сильных кислот, наличие слабых кислот – это еще не показатель не пригодности масел.

Определение стабильности масел против окисления

            В случае выше наведенного примера применения масла ИГП-38 вместо мала И-40А, потребитель может сам определять новые нормы по К/ч при которых следует производить замену масла. Как было ранее указано, К/ч проверятся, но поначалу данными значениями пренебрегают, пока не накопят статистические данные. Дело в том, что когда антиокислительная присадка перестает работать в масле (а это не только дитиофосфат цинка), как правило происходит резкое увеличение значения К/ч по отношению к предыдущим значениям. В основном это сопровождается и с изменением вязкости масла и/или увеличением механических примесей (даже если им там и неоткуда взяться) и/или давать кислотную вытяжку при ВКЩ. Так вот норму в таком случае, по результатам статистики надо будет ставить чуть ранее обвала этих всех показателей. Стоит отметить, что в случае замены производителя масла, есть вероятность, что данная норма может сместиться как в большую так и в меньшую сторону. Но на то Вы и занимаетесь исследованиями масел.

            В отношении исследований моторных масел в процессе эксплуатации - не рекомендую Вам тратить на них свое время. Данных исследований полно в интернете и кислотное число здесь не играет главную роль. Да и исследования  по другим показателям «выченка  не будет достигать стоимости шкурки» - затраты на исследования слишком велики при маленьком объеме масла (если это конечно не промышленные дизель-генератор). На мой взгляд необходимо придерживаться рекомендации по замене масла с учетом качества топлива на котором дизеля работали. А исследования проводить (но не только по кислотному числу) только в случаях целесообразности опробования при замене одного масла на более лучшее.

            Если же Вы желаете оценить «трудовой стаж» масла до его эксплуатации, то необходимо проверять стабильность масла после окисления, хотя и этот показатель может не отразить в полной мере качество масла, поскольку существуют и иные критерии оценки как фильтруемость, гидролитическая и механическая стабильность и т.п., которые к тому же могут и не нормироваться в НД, но отражать истинные эксплуатационные свойства.

            В общем, тем для исследований можно нарыть на голом месте.

 

Хочу добавить, что когда определяют К/ч и Щ/ч, полученные данные анализируют вместе с изменением рН. Из Вашего примера, это наглядно видно, Щ/ч почти не меняется, кислотное число растет, рН падает. Т.е. ниже рН, нужно больше КОН до изменения окраски раствора или скачка потенциала. Но поскольку скачка потенциала в отработанных моторных маслах практически почти не бывает, то в основном все титрую до определенного значения рН.

 

            Также не стоит забывать что собой представляют присадки которые дают Щ/ч и К/ч, поскольку растворы щелочи и кислоты по методикам Щ/ч и К/ч, сильнее них. Как следствие может происходить обмен при титровании. Поэтому не факт, что при высоком Щ/ч и низком К/ч масло еще пригодно к эксплуатации. Да и «слабые» продукты окисления масла, к тому же также могут участвовать в реакции при определении К/ч.

 

            По зольности, как я думаю Вы уже поняли, что ориентироваться на нее тоже не панацея, поскольку продукты износа и загрязнения в отработанном масле, искажают результат.

 

            Зольные и беззольные моющие присадки нейтрализую кислые продукты, образующиеся в процессе окисления масла вследствие повышенной щелочности. Они обладают детергентным действием, содержат в молекуле полярные группы, которые адсорбируются на поверхностях нерастворимых в маслах частиц и препятствуют таким образом образование лаков и отложений.

 

             Также они являются и диспергирующими присадками, поддерживая адсорбировавшиеся продукты загрязнения во взвешенном состоянии.

 

             В связи с чем по содержанию элементов (Zn, Ca, Mg, P) тоже трудно отследить (тем более, обычными методами по ГОСТ нормально их в отработке не определишь) – они ведь ни куда не деваются пока крупные мицеллы не выпадут в осадок или их словят фильтра, или же начнется образование лаков и пригаров.

 

             В этом случае можно увидеть, и падение элементов, и увеличение кислотного числа (но тоже не всегда), и уменьшение щелочного числа – но это уже поздно, масло нужно было менять еще до этого. А так придется двигатель колоть

 

             Отсюда вывод – не страдайте ерундой, и меняйте масло согласно рекомендаций, а с нашим топливом даже и раньше.

 

Quality

top