Браковочные нормы на эксплуатационные масла

Если бы ухудшение свойств масла было вызвано только накоплением механических примесей, то при регулярной смене фильтров или очистке центробежных маслоочистителей и своевре­менном доливе свежего масла можно ограничиться лишь сезонной сменой масла, т. е. сменять масло осенью и весной.

 

В действитель­ности смена масла необходима и в связи с понижением его вязко­сти, снижением содержания присадок, появлением воды и образо­ванием осадков. Указанные причины для разных двигателей, ма­шин и промышленного оборудования и различных условий эксплу­атации проявляются по-разному, поэтому и не может быть единых сроков смены масла. Сменять масло нужно тем чаще, чем значитель­нее отступление действительных условий эксплуатации от средних.

Одним из методов, позволяющих устанавливать сроки смены смазочных масел, является построение «линии износа», характери­зующей динамику износа двигателя или других механизмов. Для этого в процессе работы периодически отбирают из картера пробы масла и определяют содержание в них железа (или другого ме­талла), а затем в координатах время — количество металла строят линию износа. Точка перегиба кривой, характеризующая повыше­ние износа, свидетельствует о потере смазочным маслом противоизносных свойств и о необходимости его смены.

Из-за трудоемкости повседневных анализов масла и проверки состояния системы смазки в процессе работы принят единый срок смены масла для всех машин определенного типа. Этот срок, или установление браковочных норм смены масел, определен на основе многолетней практики эксплуатации машин и оборудования. При достижении предельно установленных физико-химических показателей свойств масла или установленного срока смены масло должно быть слито, как отработанное, и заменено свежим.

Еще нет общепризнанных и достаточно научно обоснованных предельно допустимых показателей качества работающего масла, при которых оно считается непригодным и должно быть заменено свежим. Существуют различные мнения о браковочных парамет­рах, определяющих необходимость его смены. Вопрос усложняется тем, что на изменение физико-химических и эксплуатационных свойств масел влияют конструктивные особенности, техническое состояние двигателя или механизма, а также условия и режим ра­боты.

По существующим браковочным нормам качество работающих масел определяется их общими физико-химическими свойствами и содержанием в них примесей. Для всех масел, не учитывая того, содержат ли они присадку, качество устанавливают главным об­разом по величине кинематической вязкости, температуры вспышки, кислотного числа, реакции водной вытяжки, наличию механических примесей и воды. О степени сработанности присадки судят только по величине зольности, а о характере присадки — по штампу на паспорте, прилагаемому к свежему маслу.

ТАБЛИЦА 2 Предельные нормы показателей качества индустриальных масел

Показатели

Предельные нормы, при достижении которых масла  подлежат замене

Примечание

Содержание

 

 

механических примесей'* при ис­пользовании масла в циркуляционных системах без  очищающих устройств

Наличие осадка

 

в заливных системах (смазка раз­брызгиванием)

Наличие металли­ческой пыли и песка не более

0,05%

 

водорастворимых кислот и щелочей

Обнаружены

воды в эмульсии масла с водой

До 1%

При стойкой не расслаивающейся эмульсии

Увеличение вязкости по сравнению с исходной, %

25-36

Кислотное число, мг КОН/г при исполь­зовании масла

 

 

в циркуляционных и гидравличе­ских системах станков

 

0,8-1,2

в другом оборудовании с цирку­ляционными системами

3-3,5

Если по другим показателям не подлежат регене­рации, допускается в пределах 4-5 мг КОН/г

* Наличие в масле примесей абразивного характера всегда служит браковочным приз­наком.          

 

Браковочные нормы на эксплуатационные турбинные и транс­форматорные масла приведены соответственно на стр. 42 и 45.

В литературе [7] для индустриальных масел приведены предель­ные нормы, указанные в табл. 20, которые при необходимости следует уточнять для конкретных машин и механизмов в процессе эксплуатации.

Отечественные металлургические предприятия, и в особенности заводы, оборудованные современными прокатными станами, яв­ляются крупными потребителями нефтяных масел, используемых Для смазки и охлаждения трущихся узлов и деталей машин и агре­гатов. Если учесть, что количество масляных систем на современ­ных металлургических заводах исчисляется тысячами и емкость их весьма велика, то легко представить, какую экономию дефицитных нефтепродуктов в стране может обеспечить технически обоснован­ный выбор сроков службы индустриальных масел, и, кроме того, он будет способствовать бесперебойной работе и повышению про­изводительности оборудования.

В Центроэнергометаллургпроме (ЦЭМП) были разработаны предельные значения основных физико-химических показателей качества индустриальных масел (эксплуатационные нормы), осно­ванные на том, что срок службы масла определяется не продолжи­тельностью его работы, а степенью фактического старения, конт­ролируемой для каждой системы смазки физико-химическим анали­зом масла. Нормы, разработанные ЦЭМП (табл. 21), применимы не только для металлургических заводов прокатных станов, но и для других отраслей промышленности, где агрегаты с цирку­ляционными и крупными заливными системами смазки работают при температурах 35—100° С и в сходных условиях.

 

ТАБЛИЦА 21 Эксплуатационные нормы, разработанные ЦЭМП на качество масла для смазки оборудования

Показатели

Предельно допустимые нормы

Содержание, %

 

механических примесей абразивного характера (песок, окалина)

Отсутствие (в отдельных случаях не более сотых долей процента)

механических примесей неабразивного харак­тера

для циркуляционных систем смазки, не более

0,1

для заливных систем смазки не более

0,5

водорастворимых кислот (реакция водной вы­тяжки)

Отсутствие (нейтральная)

воды, не более

0,2-0,5

Увеличение вязкости по сравнению с исходной, %, не более

30

Кислотное число, мг КОН/г, не более

3

 

В табл. 22 приведены рекомендуемые заводами — изготовителями автомобилей сроки смены масла в двигателях [8].

ТАБЛИЦА 22  Сроки смены масла * в двигателях

Марка автомобиля

Срок смены масла, км

Марка автомобиля

Срок смены масла, км

ГАЗ-20 «Победа»

2000

ЗИЛ-164, ЗИЛ-164а

3000-6000

ГАЗ-21 «Волга»

2000

КрАЗ-219           

2000

ГАЗ-51, Г АЗ-51 А

1500- 3000

ЛАЗ-695             

2500-3500

ГАЗ-53, ГАЗ-5ЗФ

3000

«Москвич-401»

2000

ЗИЛ-101

1000

«Москвич-407»

3000-4000

ЗИЛ-110

1500

«Москвич-408»

4000

ЗИЛ-111

1500-3000

«Москвич-412»

4000

ЗИЛ-130            

6000-8000

МАЗ-200            

1500

ЗИЛ-150

2500 - 3000

МАЗ-205

1200-1500

ЗИЛ-151, ЗИЛ-157

1200-1800

УАЗ-450

1500-3000

ЗИЛ-158

3000-6000

Урал-355М       

3000-4000

* При использовании моторных масел с высокоэффективными присадками срок службы масел может быть увеличен.

 

В НИИ АТ (совместно с другими организациями) было уста­новлено, что при работе автомобилей типа ЗИЛ-164 и ГАЗ-51 на маслах с присадками СБ-3 и ВНИИ НП-360 срок смены масла мо­жет быть увеличен до 6000 — 9000 км пробега.      Для тепловозов с дизелями средней оборотности и высокообо­ротными рекомендуются следующие браковочные параметры цир­куляционных масел [9, 10]:

 

Содержание

 

общих механических примесей (по ГОСТ 6370 — 59),

%, в масле

 

для небаббитовых вкладышей       

До 0,5

для баббитовых вкладышей            

До 2,5

воды* (по ГОСТ 2477—65 и 8287—57), %

До 0,5

водорастворимых кислот (по ГОСТ 6307—60)

Не допу­скается

Кислотное число, мг КОН/г (по ГОСТ 5985—59) в масле

 

для небаббитовых вкладышей       

До 0,5

для баббитовых вкладышей

До 2,5

Изменение вязкости в сторону увеличения или умень­шения (по ГОСТ 33—66), %

20

Понижение температуры вспышки (по ГОСТ 4333—48), °С

До 175

* При большем ее количестве необходима сепарация масла.

 

Аналогичные браковочные параметры применяют и при смене масла в судовых дизелях за рубежом. Так, в Англии рекомендуются следующие браковочные параметры для масла судовых дизелей: общее содержание механических примесей (определяемое центрифугированием) 1,5—2%, содержание топлива в масле не бо­лее 5%, уменьшение вязкости от исходного значения на 15—25%, содержание воды не более 0,3%.

Браковочные параметры для масел дизелей речных теплоходов установлены в основном по тем же показателям, что и для масел теплоходов морского флота. Например, в масле М-12В допу­скается такое содержание дизельного топлива, которое снижает его вязкость при 100°С примерно до 9,5 сст, т. е. на 20%, темпера­тура вспышки при этом составляет 170—180° С. Предельно допу­стимое содержание воды в масле не должно превышать 0,3%.

Масла в циркуляционных системах двигателей сменяют только при наличии результатов анализа, подтверждающего необходи­мость смены. В случае невозможности провести анализ масла ру­ководствуются следующими ориентировочными сроками службы его в циркуляционных системах судовых установок, определен­ными практикой:

Тип двигателя

Срок смены масла, я

«Бурмейстер и Вайн»

1000

«Буккау — Вольф»

600— 800

«Ганц Ендрашек», 8, 216/310

650-700

«Герметцер» 85V55HA

 

Д50     

650— 750

ЗД6 и 7Д6

150— 180

«Зульцер» марок

 

SD60-72 и SR58-76

1000

8МН-42       

2500—3000

 

В табл. 23 приведены браковочные показатели по дизельному маслу для тепловозов [11].

 

ТАБЛИЦА 23 Браковочные показатели дли смены дизельного масла

Показатели

Тепловозы

ТЭ3, ТЭ7

ТЭ2, ТЭ1, Да, Дб, ТЭМ1

прочих серий и дизель-поезда

масла по ГОСТ 5304—54 и 8581—63

МК-22,

МС-20

МС-14

Д-11

M-12B

Вязкость V100, сст, менее

9

9,4

17,0

11,0

9,4

9,7

Температура вспышки, °С, ниже

 

 

 

 

 

 

в открытом тигле

170

180

180

180

в закрытом тигле %

 

190

185

Содержание, %

 

 

 

 

 

 

механических при­месей, более

0,08

0,08

0,08

0,08

0,08

0,08

воды, более

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

Кислотное число, мг КОН/г масла, более

0,5

0,5

0,06

0,06

0,5

0,5

 

При отклонении качества масел от норм, приведенных выше, хотя бы по одному показателю и невозможности восстановить их качество до норм в процессе эксплуатации, их сливают из систем двигателей и передают на регенерацию.